Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.
6 млн пользователей украинского интернета не делают покупки в онлайне — TNS
Евгений Зинченко
Руководитель сектора медиа и digital исследований TNS Украина Марина Костромина, выступая на ежегодной конференции «Мультиканальный потребитель» рассказала, что украинской онлайн-коммерции есть куда развиваться, в 2015 году больше 6 млн наших сограждан пользовались интернетом, но не совершали покупок.
60% городского населения Украины являются пользователями интернета. Об этом свидетельствуют данные исслеодования, проводимого компанией TNS. В четверти случаев люди раз в полгода совершали покупки в онлайне, таких в четвертом квартале прошлого года насчитывалось 3,7 млн. Можно констатировать, что за последние три года аудитория интернет-покупаетелей выросла примерно на 600 000 человек. При этом, для развития украинского e-commerce остается большой потенциал — это люди, которые заходят в интернет, но по каким-то причинам ничего не покупают, есть.
Украинские онлайн-покупатели — это, преимущественно, люди с высшим образованием, среднего возраста, 20-39 лет – специалисты, студенты, учащиеся, домохозяйки и молодые мамы. В 54% случаях покупают женщины, 66% всех покупателей - семейные люди. Интернет-покупаетли имеют высокий доход или выше среднего.
Онлайн-покупатели свое свободное время предпочитают проводить в интернете.
Инитернет-покупатели — это новаторы, социально-ответственные, уверенные в себе люди, для которых важен внешний вид. Такая аудитория хорошо воспринимает рекламу, ей не свойственно экономить.
В среднем украинский интернет-пользователь в день проводит в интерете два часа. Половина из них использует для выхода в интернет несколько устройств, 41% используют смартфоны, 5% — это мультипользователи. У 62% пользователей очень долгий опыт использования интернета – 5 лет и более.
В зависимости от типа поведения, диджитал-пользователи делятся на 6 групп: искатели знаний, влиятельные, коммуникаторы, сетевики, функционалы и стремящиеся.
Мы сравнили, какие товары интернет-пользователи покупают в онлайне, а какие в оффлайне.
Техника – единственная категория, которая вышла в онлайне на более высокий процент, чем в офф-лайн. Ее "догоняет" по показателям категория одежда. Динамика пока не стабильная, однако это связано не с особенностями е-соммеrce, а с экономической ситуацией в стране.
Есть категории, которые в начале длинного пути интернет-торговли: детские товары, продуктовый ритейл, они продаются в интернете, но пока не в таких количествах, но тенденция к росту есть.
56% респондентов ответили, что покупают бытовую и компьютерную технику только в онлайне. Самый большой процент – 19% респондентов - ответили, что покупают одежду и обувь и в интернете и в офлайне.
НЕ покупает в интернете похожая аудитория: среднего возраста, специалисты, студенты, но это представители восточной части страны. Их нельзя назвать консерваторами. Не совершают онлайн-покупки интернет-пользователи, которые недостаточно опытны в интернете. Две трети из них используют только одно устройство и проводят в интернете 1,5 часа в день.
Часть барьеров, которые мешают совершать покупки онлайн, нельзя преодолеть, поскольку это интернет, а часть можно снять, коммуницируя с покупателем. К примеру, часть интернет-пользователей не уверена в качестве, хотя в интернете часто продаются более качественные вещи, чем в оффлайн. Кто-то боится оставлять личные данные.
Мы составили специальную карту – как работать с барьерами при совершении интернет-покупок.
Такие барьеры, как "проще покупать товары в обычных магазинах", "я хочу сразу получить товар", "не знаю, как купить в интернет-магазине, ассортимент товаров в обычных магазинах больше – можно преодолеть, объяснив удобство онлайн-шоппинга: отсутствие очередей и экономия времени, удобство и доставка домой.
Потенциал, который есть у E-commerce, может быть реализован после снятия психологических барьеров, поскольку аудитория схожа по признакам с той целевой, которая смело совершает покупки.
В начале года респонденты говорили о том, что наиболее важной характеристикой магазина является бесплатная доставка, но потихоньку этот фактор выходит на второй план. Но пока онлайн-покупатели декларируют как самые важные характеристики интернет-магазинов — это бесплатная доставка и низкие цены.
Есть группы, к которым сложно достучаться - они заходят глянуть новости и уходят, но есть те же, к примеру, коммуникаторы, с которыми можно работать. Для каждой категории онлайн-пользователей можно подобрать набор инструментов, который позволят склонить их к покупке.
Исследование было проведено компание TNS в 2015 году четырьмя волнами в городах Украины с населением больше 50 000 жителей (кроме АР КРым), среди реперезентативной выборки из 14000 респондентов, среди людей в возрасте 12-65 лет методом анкетирования и личных интервью.
Записала: Дарья Златьева