Как прошел Store Tour Food Retail Edition — репортаж

23.11.2021
1963

 

4 ноября 2021 года Retailers провели бизнес-экскурсию по продуктовым магазинам в Киеве. Гости тура смогли оценить последние тренды в сфере розничной торговли продуктами питания: омниканальность, переход к самообслуживанию, использование технологий в магазине, увеличение доли готовых блюд в ассортиментной политике и эмоциональные приемы для формирования лояльности у гостей


 За кулисами dark store Glovo в Киеве

Первой точкой визита группы стал dark store сервиса Glovo в центре Киева.

 Испанская компания Glovo в 2021 году начала развивать в Украине направление Q-Commerce, которое представляет новое поколение доставки продуктов и товаров широкого потребления в городах за 20 минут. Компания развивает направления путем увеличения количества dark stores (микрофулфилмент центров) - закрытых для посетителей магазинов, которые работают для сборки и доставки товаров.

 Рынок продуктового ритейла в Украине в 2021 году составит около 14 млрд евро, на ресторанный рынок приходится только 3% от этого объема, поэтому в Glovo сочли доставку продуктов питания перспективным направлением.

В компании отметили, что выход на рынок продуктового ритейла не отменяет сотрудничества с традиционными сетями. Сервис Glovo работает с такими сетями как “Сильпо”, “Фора”, “АТБ”, WineTime. Компания стремится стать торговым центром в приложении, чтобы предоставить больше свободы в выборе товаров для пользователей. Средний чек заказов в dark store составляет около 230 грн, у партнеров-ритейлеров эти показатели выше.

 В микрофулфилмент центре Glovo представлено около двух тысяч наименований товаров и ассортимент является ключом к успеху в этом бизнесе. 

 На момент проведения экскурсии компания Glovo запустила 15 микрофулфилмент центров в Киеве, Харькове, Днепре, Одессе и Львове. На развитие сети микрофулфилмент-центров в Украине компания планирует инвестировать EUR 7 млн. 

Тренды convenience store в “Фора” 

 Следующим пунктом тура стал магазин нового формата “Фора” на бульваре Дружбы народов в Киеве. Экскурсию гостям провела маркетинг-директор сети Лидия Боназзи.

В этом супермаркете можно увидеть реализацию почти всех трендов продуктового ритейла, о которых говорят мировые эксперты. Так, в “Фора” представлена зона с готовыми продуктами (ready to it),  есть отдел товаров здорового питания, на территории работает собственная хлебопекарня, пиццерия и кофе-пойнт. 

Один из трендов в продуктовом ритейле — увеличение доли самообслуживания. В “Фора” работает 4 кассы самообслуживания. По словам Лидии Боназзи на них приходится 30-35% всех чеков. 10% клиентов пользуются технологией scan&go: сканирование товаров в магазине через мобильное приложение и оплата с помощью Фора Pay. Кофе-поинт также работает по принципу самообслуживания, компания Modern-Expo разработала и изготовила компактную кассу для него. Эти технологии позволяют существенно упростить и улучшить клиентский путь.

 В этом магазине представлено около 6400-7000 sku. Ритейлер использует кластерный подход, когда ассортиментная матрица отличается в магазинах в зависимости от локации. В супермаркете, где проходил store tour есть большая зона элитного алкоголя, где проводят мастер-классы сомелье.

В магазине нет стандартной навигации по зонам, а также нет гастрономических витрин - все товары упакованы, простикерованы и размещены в специальных шкафах.

У локации был интересный фасад с мозаикой 70-х годов, автором которой является художник Анатолий Гайдамака. В компании решили  сохранить историческое наследие, нашли автора и отреставрировали, чтобы гармонично вписать магазин в окружающую среду. Дизайн сделан в стиле “бетон, металл и граффити”. Художественным оформлением занимался художник из Запорожья. 

Магазин с идеей ФО

“ФО”  — это магазин здоровой еды, который открылся в 2021 году на территории жилого комплекса “Времена года”. Как рассказала во время экскурсии директор по маркетингу и коммерции Юлия Загура, главная идея магазина — развивать здоровое питание. Это проявляется в ассортиментной политике: большинство товаров от крафтовых производителей, которые невозможно купить в национальных розничных сетях. Особенностью является наличие собственного производства, на котором мы разрабатываем различные полезные и сбалансированные блюда: салаты, смузи, супы, паштеты, боулы, десерты без сахара, выпекаем хлеб и прочее. 

“ФО” — это аббревиатура “фрукты и овощи”, поэтому остров с фруктами и овощами находится в центре зала. Над ним расположена вывеска-люстра в форме логотипа “ФО”, что позволяет сделать интерьер и оборудование продолжением брендинга.

Идея бренда здоровой еды транслируется с помощью светлого интерьера и натуральных материалов. В магазине нет товара на уровне пола, за которым нужно было бы нагибаться.  Также в этом магазине используется прием сторителлинга в дизайне — это художественная роспись стен, с помощью которой магазин знакомит гостей с продуктом. Так, на одной из стен можно увидеть рисунок, на котором расписано какие витамины содержатся в различных овощах и фруктах.

В магазине можно купить и выпить кофе в кафетерии у окна. Напитки нальют в стаканчики из крахмала, а вся упаковка – из биоразлагаемых материалов. Помимо здоровой еды, бренд транслирует заботу об окружающей среде.

Быстрый и удобный Varus to go

C 2020 года национальный продуктовый ритейлер Varus развивает новый формат магазинов Varus to go. Он работает в формате “магазин у дома” или convenience store. От традиционных супермаркетов отличается более компактной площадью и ассортиментной политикой. В августе 2021 года Varus to go открылся в Киеве возле метро Контрактовая площадь. У него два входа, один с улицы Спасской, а другой ведет прямо из метро. Локация во многом определила планировку и ассортиментную политику. Так, в магазине работают две зоны coffee to go. 

В ассортименте акцент сделан на готовую еду: есть зона кулинарии, выпечки, салат-бар, можно купить хот-дог или пиццу. Но также есть все группы товаров для закрытия основных потребностей в продуктах: овощи, фрукты, бакалея, молочные продукты. Площадь магазина составляет  550 кв.м, но работает 6 обычных касс и 3 кассы самообслуживания. Это позволяет повысить пропускную способность супермаркета. В оформлении магазина преобладают теплые цвета, в отделке - натуральные материалы, на стенах изображены сюжеты в стиле “жизнь в большом городе”

 

Сільпо “Мавка” в ТРЦ Blockbuster Mall

 

Национальный продуктовый ритейлер “Сільпо” уже давно работает на территории клиентского опыта. Это означает, что конкурентное преимущество базируется не на ценах и ассортименте, а на создании эмоциональной привязанности. С помощью социальных инициатив компания пытается играть свою роль в жизни клиента, а не просто продавать ему продукты.

«Сільпо» в стиле “Мавка” — это изысканный магазин с неповторимым форматом, оформленный в стиле Вселенной по мотивам  анимационного фильма «Мавка. Лісова пісня». Площадь магазина составляет 10 000 кв.м, на которых расположено около 20 000 SKU, супермаркет обслуживает 300 сотрудников. Экскурсию для гостей провел управляющий “Сільпо” в Blockbuster Mall Александр Федина. Он рассказал, что позитивные эмоции являются триггером для возвращения гостей. 

 В магазине расположено около 70 различных зон-проектов: шкаф для сухого вызревания мяса, сыроварня, зона с кофе собственной обжарки, крафтовая продукция украинских фермеров, а также рестораны: мясной, рыбный, пиццерия с дровяной печью, бар китайской еды, отдел собственной выпечки, суши-отдел, дегустационная зона алкоголя, «Вега-бар». В магазине действует расширенная зона алкоголя и специальная комната с температурным режимом для хранения особых вин. В зале также есть тематическая фото-зона, которую оформляют сотрудники супермаркета. На ней можно часто увидеть иностранных гостей, которые делают фото для социальных сетей. Гости экскурсии не смогли устоять перед “обаянием” “Сільпо” и получили от экскурсии только положительные эмоции.

Фото: Анастасия Рожинская

Текст: Юлия Белинская

 

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.