Как с помощью планограмм увеличить эффективность полки? Советы от специалистов компании Consulting for Retail

24.12.2021
2606

Для ритейлера важно, чтобы покупатель в магазине или торговой точке почти сразу нашел нужный товар на полке и купил его. Однако без эффективного управления выкладкой товара на полку и контроля за ним это невозможно. 

В частности, главный инструмент, с помощью которого можно создать и контролировать полку — это планограммы. Head of Space & Assortment Management компании Consulting for Retail Игорь Федорюк и Head of Sales & Marketing Роберт Ришко на RAU Sammit рассказали о том, как обеспечить эффективную выкладку.


 Клиентоориентированная выкладка 

Чтобы минимизировать возможность, когда товар отсутствует на полке, важно равномерно распределить полочное пространство между товарами согласно их приоритетности продаж. Таким образом гарантируется равномерный отток товара с полки и минимизируется количество раз, когда нужно пополнять полку. 

У такого метода есть и своя обратная сторона — группа "А" может занять достаточно много места — соответственно, скорее всего необходимо будет увеличивать выкладку либо сокращать ассортимент для того, чтобы обеспечить продажи. 

Есть другой подход — можно искусственно сократить выкладку "А" и сфокусировать на ней пополнение, а при этом группу "С" оставить кратно транспортной упаковке (поставке). Таким образом группа "С" полностью пропадает со складских помещений и пополняется сразу же на полке. Но при этом важно держать в фокусе группу "А".

Фото: скриншот из презентации RAU Sammit

У компании Consulting for Retail есть кейс, когда сеть, сократив складские площади на 20%, приросла на 15% в товарообороте категории за счет этого высвобожденного места, введя новый дополнительный ассортимент. 

Инструменты

Аудит планограмм. Грамотный аудит не только повышает исполнительскую дисциплину, но и гарантирует, что в магазине будет именно такая выкладка, на которую вы рассчитывали. 

Механизм контроля. Одних планограмм недостаточно для того, чтобы контролировать группы товаров "А" или топ-позиции. Необходим механизм, который мог бы отследить, помочь подобрать и выбрать эти позиции. 

В частности, отобрать временные промежутки, в которых этот товар максимально продается (пиковые часы). Отследив такую аномалию в продажах, моментально отправить сообщение в магазин о том, что у него потенциально отсутствует товар на полке (out of shelf).

Фото: скриншот из презентации RAU Sammit

Одна из сетей, с которой работает Consulting for Retail, достигла прироста продаж в категории на 5,8%, а в магазинах, в которых была введена еще и планограмма – дополнительно прирост еще в 8,5%. 

Кластеризация. Первый шаг к масштабированию для больших сетей — это кластеризация, которая должна собрать магазины, схожие по силуэту покупки для того, чтобы не пропустить продажи и покрыть все потребности в товарах согласно тому, как ведут себя покупатели в магазинах. Для каждой категории это свои группы, они могут быть совершенно разными.

Собрав такие кластеры, необходимо грамотно наполнить ассортимент: подобрать тот товар, который соответствовал бы ценовой категории.

Фото: скриншот из презентации RAU Sammit

Единое окно принятия решения. Для управления ассортиментом категорийному менеджеру нужно создать единое окно, в котором бы он “собирал” все данные по принятию решения и управлению полкой.

Фото: скриншот из презентации RAU Sammit

Записал: Александр Шарипов

Источник: Depositphotos

Читайте новини і аналітику про ритейл та e-commerce в Україні на нашій сторінці в Facebook, на нашому каналі в Telegram, а також підписуйтеся на щотижневу e-mail розсилку.